Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ      gsib_new_red.png             
Наш телефон:
(495) 433-24-87
Российская Ассоциация бизнес-образованияАккредитованный член Associacion of MBAs
РУС
ГлавнаяО школеПресс-центрПубликации2012

Высшая школа международного бизнеса

Журнал "Бизнес столицы"  спецвыпуск 2013г.

О развитии бизнес-образования в России 
рассказывает один из его признанных лидеров, 
ректор ВШМБ РАНХиГС при Президенте РФ, 
профессор, д. э. н. Леонид Иванович Евенко.

Леонид Иванович, вы стояли у истоков российского бизнес-образования. С чего все начиналось?

Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) образована в 1988 г. Постановлением Совета Министров СССР как структурное подразделение Академии народного хозяйства. Она стала первой официально созданной школой бизнеса в России. В этом же году слушатели ВШМБ приступили к занятиям. В 1992 г. мы инициировали первую крупную программу МВА в России, разработанную на основе американского и британского опыта с учетом российской специфики. Программы школы сыграли важную роль при создании российских программ МВА и в 1999 г. были положены в основу российского государственного стандарта МВА. Сегодня ВШМБ предлагает полный спектр программ МВА по дневной, вечерней и модульной формам обучения, а также Executive МВА и EDBA для высших менеджеров и краткосрочные программы. В этом году мы отмечаем двойной юбилей: 25-летие российского бизнес-образования и Высшей школы международного бизнеса, которая, по сути, и стала точкой отсчета рождения отечественного бизнес-образования. Надо сказать, что российское бизнес- образование, основным инициатором которого стали программы MBA (Мастер делового администрирования), прошло несколько этапов своего развития. Первый, стихийный, длился до 1999 г. В этом году были приняты федеральные государственные требования и произошло государственное признание программ MBA, причем их первая версия разрабатывалась именно в нашей школе. Следующий этап широкого распространения программ МВА длился 14 лет под эгидой трех редакций федеральных государственных требований (в 1999, 2003, 2007 гг.), но с 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон об образовании, на основании которого государство курирует только высшее образование, предоставляя дополнительному бизнес-образованию право самоопределения. При этом дополнительное образование лишается возможности выдавать дипломы государственного образца.

Насколько оправданно решение государства предоставить дополнительному образованию самостоятельность в создании и реализации бизнес-образовательных программ?


В принципе, решение правильное, потому что высшее и бизнес- образование имеют разные цели. Первое направлено на обучение конкретного человека с тем, чтобы превратить его в специалиста и с профессиональной, и с социальной точки зрения. Второе имеет более широкие цели и помогает сформировать из специалиста руководителя, настоящего управленца. Одна из крайне важных проблем — как приблизить бизнес- образование к практике? Мы считаем, реструктуризация сферы бизнес-образования приводит к тому, что, с одной стороны, укрепляются ведущие школы бизнеса, которые претендуют на роль локомотива, то есть те, кто приведет эту систему в соответствие с международными стандартами. С другой стороны, отмена государственной аккредитации дополнительного образования привела к инициации создания новой системы аккредитации бизнес-образования НАСДОБР, которая будет признаваться и такими объединениями, как РСПП, Торгово-промышленная палата, Ассоциация российских банков и др. Нужно учесть, что уже сегодня ведущие школы России имеют аккредитацию британской ассоциации АМВА, наша школа получила ее одной из первых шесть лет назад, а затем подтвердила ее еще на пять лет. Однако обязательного слияния или тесного сотрудничества с западными школами, на мой взгляд, требовать не стоит — мы от этого не только не выигрываем, но и теряем своеобразие. Тем более что и за рубежом есть весьма посредственные и слабые школы бизнеса.

«Программа Executive MBA, по которой я проходил обучение в 2011-2012 гг. в ВШМБ  РАНХиГС, полностью поменяла жизнь не только мою и всей моей семьи, но и жизнь мои компаньонов. Полученные знания настолько сильно изменили мое мировоззрение и мировоззрение окружающих меня людей, что наш бизнес стал меняться на глазах.  Благодаря свежести полученных знаний уже во втором семестре под мои руководством был запущен успешный старт-ап. С каждым семестром наша компания росла, подпитываясь новыми идеями, знаниями, опытом, и к окончанию обучения успешно вышла на европейский рынок.»

Евгений Петрин, генеральный директор
ООО «Эрфольг Энерго»



Какие изменения происходят в системе бизнес-образования?

Сейчас наметилась определенная трансформация. Так, в последнее время несколько снизился набор на программы МВА среди молодых специалистов и менеджеров, а вот программы Еxecutive MBA, напротив, стали развиваться интенсивнее, и сегодня ими в большей степени интересуются руководители высшего звена. Надо понимать, что значимость диплома, скажем, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, в котором теперь не будет печати государственного образца, нисколько не уменьшается. Потенциальный слушатель должен обращать внимание на само учебное заведение, которое этот диплом выдает. Ведь если вдуматься, не существует такого понятия, как американский, английский или французский диплом. Но есть дипломы, которые выдает, к примеру, Гарвардская, Лондонская школа бизнеса, INCEAD, и именно это значимо, а не страновой фактор. Наша школа выдает своим выпускникам в дополнение к российскому диплому именной сертификат международной Ассоциации МВА на английском языке, и практика показывает, что когда человек с таким дипломом приезжает в ту же Америку, то этого бывает достаточно, чтобы наш выпускник смог серьезно претендовать на руководящую должность. МВА — везде МВА. Конечно, образование однозначно не гарантирует получения директорского кресла. Но это хороший бренд, благодаря которому с тобой будут разговаривать серьезно. С другой стороны, обозначилась тенденция, и на это жалуются крупные компании, что обладатели диплома МВА сразу требуют высоких должностей и больших зарплат. Конечно, они обладают современными знаниями, которые помогут вывести компанию на более высокий уровень. Но эти знания еще надо применить, что зависит от многих факторов.

То есть можно констатировать, что наличие этого диплома дает путевку в жизнь. Вернее, те изменения, которые происходят с человеком, окончившим вашу школу.

Мы знаем немало примеров, когда наши выпускники занимают высокие посты в бизнесе. Но дело даже не в знаниях, которые со временем все‑таки устаревают. Если умный, образованный человек заинтересованно отучится в школе бизнеса, это обеспечивает хорошие возможности для успешной карьеры. В мире 10 000 школ бизнеса, и далеко не все должны идти учиться в Гарвард. Сегодня в ВШМБ на разные долгосрочные программы поступают порядка 200 человек в год, и это хорошие показатели даже по международным масштабам. Но наше наибольшее достижение — переход на новую ступень: мы предлагаем Executive МВА для 35–45‑летних людей, а также программы DBA для тех, кто уже вышел на высокий уровень своей карьеры. Что же дает Eхecutive МВА человеку, который уже занимает пост генерального директора, президента, вице-президента или стал собственником компании? Во-первых, у него появляется уверенность в большой комплексности, полноте и глубине своих знаний, во‑вторых, во время процесса обучения, который построен так, что он сможет обдумать свои проблемы и найти их решение, поставить перед собой какую‑то новую задачу. Например, по развитию своего бизнеса, его диверсификации или выходу на зарубежный рынок, освоению новых отраслей и т. д. При этом он может обучаться целенаправленно, под свою конкретную бизнес-идею. У нас работает такой принцип: «пришел с бизнес-идеей, ушел с бизнес-проектом». Еxecutive МВА — более гибкая программа, нацеленная на определенный проект, прикладной результат, но в то же время это и освоение новых знаний по всем соответствующим разделам комплексной МВА. То есть человек сам продумывает концепцию своего обучения. Сегодня по таким программам у нас занимаются порядка 50 человек.

И это — вершина айсберга? Вершина бизнес-образования?

Нет, есть еще одна ступень — DBA (доктор делового администрирования). DВА — это создание нового знания в процессе его целенаправленного практического применения. Сегодня в бизнесе немало людей, которые являются экспертами в своей области, но им не хватает так называемого репутационно-статусного аспекта, который дает ученая степень. До последнего времени мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда такой эксперт выходит на уровень защиты степени кандидата или доктора экономических наук и пытается защищать диссертацию, которую (и все это понимают!) он сам не писал, фактически это делают помощники. Другое дело, когда у крупного ученого или профессора есть аспиранты или ассистенты, с которыми он вместе ведет исследование в научных целях. Однако надо разделять докторов и профессоров, которые пишут теоретический научный труд, и практиков, которые решают реальную проблему, создают новую технологию или предприятие, в том числе технологию бизнеса. Соответственно, разумно вводить прикладную, профессиональную степень, которая подтверждает его квалификацию. У человека не требуют теоретических научных достижений. Российская ассоциация бизнес-образования совместно с руководством ВАКа проводит работу по узакониванию такого рода степени, не превращая ее в сугубо ученую.

В чем особенность программы DBA в ВШМБ? 

Обычно говорят, что отличие доктора наук от прикладной степени доктора состоит в том, что первый двигает науку вперед, а второй решает практическую проблему с помощью науки. Вы спросите, а зачем ему ее решать, ведь человек уже сегодня многого добился и занимает пост руководителя крупного предприятия, какие цели преследуются? Для некоторых людей на первом месте может быть преобразование своего бизнеса, изменение его профиля, выход на новые рынки, поднятие качества. Но, с другой стороны, если человек уже удовлетворен своим бизнесом, то вполне возможно, что он хочет и готов решить научную проблему. Например, исходя из своего опыта, может предложить новую систему мотивации персонала. Это второе. И, в‑третьих, помимо какой‑либо научной он может рассматривать проблему, связанную с развитием своей личности и с поиском нового жизненного пути. И мы готовы оказать ему помощь, предложить различные альтернативы реализации этой цели. Это своего рода work life balance, то есть установление соответствующего баланса между работой и жизнью. Ну и наконец, человек может поставить себе карьерную задачу и стать на две ступеньки выше в крупной организации. Мы должны объяснить ему, как происходит такое продвижение, какие задействованы стратегии и т. д. Поэтому мы начинаем с тщательного выявления желаний того, что человек хочет сегодня, каковы его цели на будущее и мотивация что‑то изменить.

То есть вы исходите от потребностей конкретного докторанта?

Верно. Мы предлагаем докторанту не только проводить исследование, но и полноценный выбор курсов, которые он может прослушать по своему желанию. Конечно, для этой группы людей мы сделаем специфические курсы о глобальных тенденциях, путях развития России, мировой экономике, инновациях в бизнесе и технологии и т. п. Причем нет необходимости посещать лекции с заданной регулярностью. Важно, что человек сможет заниматься самостоятельно и обсуждать на занятиях интересующие его вопросы и получать постоянную консультацию не только научного руководства — наших профессоров, но и наших практиков, а также зарубежных коллег и профессуры. Особо хочу подчеркнуть: когда серьезные люди выбирают для образования программу МВА или DBA, надо прежде всего смотреть на бренд школы и соответствие обещаний реальности.

«Результат обучения в ВШМБ — выход на международный рынок. После получения диплома ко мне обращаются из многих рекрутинговых агентств. Я стал интересен немецким и американским компаниям, которые специализируются на производстве химических, нефтяных и промышленных материалов. Но я развиваю собственный бизнес. До обучения наша компания работала на рынке Российской Федерации, не имея стратегии выхода на международный рынок. В момент работы над групповым дипломным проектом мы привлекли пул крупных инвесторов из Гонконга и Китая, что дало нам возможность выхода на рынок Канады и США. Мы стали не просто конкурентоспособными, мы стали лидерами в нашей области, потому что развиваемся по современной бизнес-модели»

Ярослав Гельцер, коммерческий директор
ООО «Объединенная резинотехническая компания»

Как вы относитесь к тенденции получить дополнительное образование за рубежом?

Ваш покорный слуга 23 года проработал ректором и 22 года — заведующим отделом изучения зарубежного менеджмента в Институте США и Канады РАН, поэтому знаю это образование изнутри. Более того, я тоже преподавал в Америке. Что могу сказать? Во-первых, зарубежное бизнес-образование существует более 100 лет и, естественно, накопило большой потенциал, особенно в США. Во-вторых, зарубежное образование достаточно разное: есть ведущие школы мира — первая двадцатка, первая сотня, которые существуют по 50 и более лет, и у них большие ресурсы. В европейских школах такой ресурс несколько меньше, но тоже неплохой. Если говорить об образовании за рубежом в целом, нужно задать себе первый вопрос: в какую школу я иду? Если эта школа брендовая, занимающая высокие места в рейтингах, — это достаточно серьезный шаг и его не просто совершить не только в финансовом, но и в личностном плане. Но в настоящее время отечественное бизнес-образование достигло хорошего уровня и находится наравне с европейским. Главное — надо понять, зачем тебе нужен западный бренд школы и как он может сработать. В чем плюсы вашего образования? Я думаю, плюсы в том, что у нас больше кейсов, примеров именно российской практики. В то же время наши программы МВА имеют международную аккредитацию АМВА, и этого бывает вполне достаточно для работы, в том числе и за рубежом. Опыт показывает, что реальная ценность этих дипломов становится ясна через несколько месяцев, а то и лет после того, как человек начал работать. Подчеркну: хороши те школы бизнеса, которые позволяют человеку проанализировать свои способности и развивать их дальше. Нам необходимо сделать слушателя полноценным игроком в бизнесе. Хотя российское бизнес-образование сегодня находится в стадии трансформации, оно уже
признано на международном уровне в отношении ряда отечественных школ бизнеса. Как должны взаимодействовать бизнес и образование? Есть разные формы взаимодействия. Достаточно эффективная, когда крупная компания просто покупает школу бизнеса. Другой путь — создать свои корпоративные университеты, как это делает Сбербанк и другие. Правда, в таком случае, во‑первых, школа начинает работать на данную компанию, а не на открытый рынок; во‑вторых, бизнес должен оценивать качество бизнес-образования на примере его узкого практического применения, в этом есть и плюсы, и минусы. Думаю, нужен хороший диалог образовательной сферы и бизнеса, некий баланс. Под влиянием развития информационных технологий и компьютеризации будут меняться и формы образования, преобладающим станет электронное обучение и образование органически войдет в «цифровой образ жизни». Очень хочется, чтобы на следующем этапе больше людей понимало ценность бизнес-образования и чтобы сам бизнес понимал — это часть инфраструктуры для бизнеса и имеется еще много неиспользованных возможностей в ее развитии.

/ 25.09.2013

← Назад к списку публикаций

Заявка на обучение
НОВОСТИ

/ 19.05.2016

Юбилей Леонида Ивановича Евенко

30 мая исполняется 75 лет почетному президенту РАБО, научному руководителю ВШМБ, д.э.н., профессору Евенко Л.И.
дальше

/ 28.01.2016

Парусник «Крузенштерн» - юбилейные торжества и подарки

4 февраля 2016 года состоятся торжественные мероприятия, посвященные 70-летию присвоения имени «Крузенштерн» легендарному российском паруснику.
дальше

 

© 2015 MBA. Высшая школа международного бизнеса.
Программы MBA в России.

Все предложения на сайте носят информационный характер и не являются публичной офертой

Действительный член ассоциаций:
Accredited by Accocoation of MBAs Ceeman AACSB РАБО

119571, Москва,
пр. Вернадского, 82, ВШМБ РАНХиГС, корпус 2, офис 243

Время работы: ПН-ПТ, с 9:30 до 19:00

Тел. (495) 433-24-87


Email: study-gsib@ranepa.ru

  сообщить об ошибке

Создание сайта
Продвижение сайта
Rambler's Top100